| |||
На стрежень В центре повествования - убийство министра внутренних дел Дмитрия Сергеевича Сипягина (1853 - 1902), совершенное саратовским студентом, эсером Степаном Валериановичем Балмашевым (1881 - 1902) 2 апреля 1902 г. в Петербурге. Детали происшедшего в основном совпадают с документальной версией, частично изложенной А. С. Сувориным в его «Дневнике» (М., 1992). Автор повести был знаком с Балмашевым (упоминание о нем есть и в «Мужицком сфинксе»), канва произведения - автобиографическая. Мужицкий сфинкс ри жизни автора я была связана словом: «Рукопись не читать!» Тем сильнее книга произвела на меня впечатление теперь. Ведь «босоногая девка из вишневого сада» (Наташа) с родимым пятнышком на глазу - это я. Только жизнь оказалась добрей авторской фантазии - цыганский табор нас не разлучал. Мы прожили друг возле друга около полувека (точнее - 47 лет) - счастливых и трудных. Кто Эльга? Конечно, Ахматова; точнее, она стала прообразом этой демонической героини. С ней у Михаила Александровича связана, по-видимому, лирическая история предреволюционных лет, едва не закончившаяся трагедией. Долгие, долгие годы в нашем доме сохранялся кинжал (охотничий нож). Его истории я не знала. В 1973 г. Мих«аил· Ал«ександрович· скончался. И когда впервые я вынула нож-кинжал из стола - потемневший, страшный, мне стало не по себе. Я не могла уже заснуть. Мужу хотелось, чтобы роман дошел до читателя. Ровно 50 лет он ждал (роман написан в 1928 г.). Александра Зенкевич |