МАСТЕР, УМЕЮЩИЙ УПРАВЛЯТЬ ВРЕМЕНЕМ
Несколько веков назад французы и итальянцы называли страны Восточного Средиземноморья Левантом, а их жителей, в жилах которых течет кровь многих народов, - левантийцами. Тогда еще не подозревали, что на Берегу Черного моря появится город, духовная культура которого окажется настолько сродни средиземноморской. В том, что Одесса - это часть Леванта, нет ничего удивительного. Ее история, ее традиции, ее пластика, включающая в себя ландшафт и архитектуру, ее богатейшая цветовая гамма, наконец, яркий, взрывчатый темперамент ее жителей - людей разных национальностей - так близка региону, который географически находится южнее Северного Причерноморья. Культура Одессы, в целом западноевропейская, в какой-то мере испытала и благородное влияние Востока. - То же самое испытали Греция, Кипр, балканские страны…
Художники-«левантийцы» - это мастера, для которых главным является отражение в конкретном событии, ситуации, факте, в конкретной детали не столько определенной грани бытия, сколько бытия в целом, бытия, в котором реальность и фантастика, прошлое и будущее, обыденное и возвышенное - едино. Завораживающая загадочность и завораживающая ясность здесь рядом. При всей субъективности понятия «левантиец», для меня таковым является скульптор Михаил Рева, мастер умеющий управлять временем и конструировать пространство, при этом находя и подчеркивая гармонию во всем сущем. Один из блистательных русских искусствоведов середины прошлого века Александр Габричевский писал: «Искусство - из всех областей человеческого духовного творчества - осуществляет, быть может, самое совершенное примирение двух основных стихий нашего сознания: временной и пространственной». Это понимаешь, пленяясь работами Михаила Ревы. Их сила в многозначности, которую каждый понимает по-своему. В многоплановой символике. В органичном соединении смешного и грустного. В единстве традиций прошлого с эстетикой настоящего.
Раковина со дня океана, камень, благородный металл… Каждый из этих материалов глубоко прочувствован скульптором, одинаково интересен и монументальной и малой пластике, в поразительной красоты ювелирных изделиях. Утилитарная вещь в его исполнении становится многозначной. Ее не устаешь рассматривать. Она магически притягивает к себе, будит воображение… О работах Ревы можно сказать словами Родена: «В сущности нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета: единственная красота - это фантазия, которая становится зримой».
Михаил родился сорок пять лет назад в Керчи в семье капитана. Любовь к морю существовала в нем, так сказать, на генетическом уровне. Он хотел стать моряком, обучался морской профессии, начал ходить на судах Черноморского пароходства и… в двадцать пять лет стал студентом Академии декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Мухиной в Санкт-Петербурге. Пять радостных лет, проведенных в «Мухе», - это не просто годы учебы. Это соприкосновение с высокой культурой разных эпох, это масса художественных впечатлений, которые остались на всю жизнь, это неистребимый дух творческого Питера, который помогает одаренному человеку найти себя. В 1990 году Михаил Рева завоевал золотую медаль Академии искусств СССР за лучший диплом в сфере архитектурно-декоративной пластики. В 1990-м была незабываемая практика в Италии, в Римской академии искусств. И - напряженные будни творчества, которые периодически взрывались фейерверком премьер.
Работы Ревы находятся в музеях и частных собраниях во многих странах мира. Его монументальные произведения украшают разные города и, конечно, в первую очередь, Одессу. Монументальная скульптура «Ангел с милосердием» дала второе емкое название всемирно известному Центру реабилитации детей-инвалидов: его теперь намного чаще называют Домом с ангелом. К 200-летию Одессы появился фонтан «Источник». В 1994-95-м годах Рева создал барельефы «Четыре стороны Света» к монументальной скульптуре Эрнеста Неизвестного «Золотое дитя». В 1997 году появился комплекс фонтанов на библейскую тему для Посольства США в Киеве. С 1999 года «полируется» одесситами и многочисленными гостями Одессы «12-й стул», установленный в Городском саду. Перечень всеукраинских и международных премий и почетных наград, которых удостоен Михаил, занимает много места. Мы его опустим, поскольку не это главное. Главное - неисчерпаемость его творческой фантазии, его бесконечное трудолюбие и стремление идти дальше, не останавливаясь на достигнутом.
Свое сорокапятилетие, возраст расцвета, Михаил Рева отметил выставкой своих работ в Музее западного и восточного искусства. В трех залах представлен мир художника, который создан по законам, продиктованным его талантом. Здесь есть все, что по-настоящему характеризует его личность, и навряд ли найдется зритель, равнодушный в восприятии его творчества. Реве близка стихия театральности с ее символикой, стихия карнавальности с ее таинственностью и с ее самыми немыслимыми превращениями. Кстати, эта особенность взгляда на действительность несколько лет назад проявилась так сказать «впрямую», когда Михаил дебютировал как сценограф, оформив в украинском театре спектакль по повести Э.Т.А.Гофмана «принцесса Брамбилла».
Есть среди экспонатов выставки «Памятник скрипке». Михаил убежден в том, что скрипка может восприниматься как многозначный символ нашего города, в котором рождались великие музыканты и который обладает тонкой «скрипичной» душой. Очень хочется, чтобы этот замысел скульптора воплотился: несомненно, Памятник Скрипке мог бы стать достопримечательностью Одессы ХХІ века. Еще один музыкальный проект Ревы - звучащий фонтан у оперного театра в форме рояля. Но когда зазвучит он - Бог знает…
Открытие выставки в музее было праздничным. В залах царила атмосфера любви к мастеру, которого в Одессе знают и высоко ценят. А то, что эта любовь и доверие будут оправданы новыми интересными работами, сомневаться не приходится. Не такой человек «левантиец» Михаил Рева, чтобы почивать на лаврах. Так же, как моряков влекут бесконечный морской горизонт и дальние берега, его манят новые замыслы, которые обязательно осуществятся.
Роман БРОДАВКО.
назад
Сайт создан в системе
uCoz